Форум » Наука, техника, оружие » Ил-2. Кровавый дурдом. » Ответить

Ил-2. Кровавый дурдом.

2000: Тут сброшу инфу и мои каменты с других ресурсов о сем ероплане.

Ответов - 14

2000: Перечитал много об Ил-2. Кровавый дурдом. "Ввиду больших потерь штурмовиков от истребителей люфтваффе летный состав предлагал "сделать самолеты Ил-2 двухместными, посадить стрелка, вооружив его пулеметом калибра 12,7 мм, для защиты задней полусферы самолета. При этом самолет Ил-2 станет неуязвимым и не потребует сопровождения истребителями, которые очень дорого обходится нам на войне..."" /А нафиг они тогда вообще нужны? Неужели нельзя было прикинуть, что из этого получится? Неужели не подумали о других вариантах? Как после такого можно назвать предков умными?/ "Отметим, что уже с лета 1942 г. в строевых частях местными умельцами в заднем отсеке Ил-2 вместо бензобака оборудовалось место для воздушного стрелка, которого вооружали либо пулеметом ДА, либо ШКАС, либо УБТ - что было под рукой. Всего подобным образом было переоборудовано около 1200 Ил-2." /Минус бензин и без брони/ " Установка кабины стрелка с пулеметом УБТ увеличила вес самолета на 275 кг*. Возросшая нагрузка на хвостовое колесо потребовала увеличить его размеры до 400x150 мм, ввести амортизацию костыля и усилить ферму крепления колеса к фюзеляжу. Максимальная скорость полета с бомбовой нагрузкой 200 кг бомб и без РС - 386 км/ч у земли и 420 км/ч - на высоте 2000 м. В процессе испытаний на самолеты были смонтированы 8 РО-82, с которыми скоростные и взлетные качества самолетов стали хуже. Штурмовик стал тяжелее в управлении (увеличилась нагрузка на ручку управления), труднее поднимал хвост при взлете и опускал его при посадке. Новому штурмовику явно не хватало мощности мотора. В этой связи нормальная боевая нагрузка устанавливалась в 200 кг бомб и 8 РС-82." /*На самом деле, вес пустого вырос на 625 кг, а взлетный - на 750 кг. Бомбовая нагрузка изначально была 400 кг в норме и 600 кг в перегруз. Как двухместный вообще полетел - непонятно./ " Строевые летчики отмечали, что ухудшение продольной устойчивости штурмовика, а также увеличение скорости самолета на планировании затруднило ведение прицельного огня из стрелково-пушечного вооружения и введение боковых поправок в прицеливание, особенно для молодого летного состава, имеющего недостаточную летную подготовку. Кроме этого, большая инертность двухместного Ил-2, по сравнению с одноместным, требовала от летчиков и большего внимания при пилотаже в составе группы, а также больших дистанций между самолетами в боевых порядках. Из-за большей задней центровки и недостаточной устойчивости в продольном отношении выполнение координированного глубокого виража требовало от летчиков повышенного внимания. Летчики авиаполков отмечали и большие требуемые нагрузки на рули двухместного Ил-2, по сравнению с одноместным вариантом, при перекладывании штурмовика из виража в вираж. Снижение вертикальной скорости двухместного Ил-2 привело к усложнению противозенитного маневра и повышению вероятности поражения его от огня зенитной артиллерии, особенно малокалиберной. Требовалось повышение энерговооруженности самолета. Кабина стрелка оказалась тесной и затрудняла его движения, что отрицательно сказывалось на эффективности ведения воздушного боя." " Опыт воздушных боев показал, что углы обстрела пулемета УБТ недостаточные. Стрелок не мог отражать атаки истребителей противника под большими углами сбоку и сверху. Ввиду малых углов обстрела вниз и в стороны использовать заднюю огневую точку для стрельбы по истребителям, атакующим снизу, а также по наземным целям можно было очень ограничено. Броневой лист толщиной 6 мм позади стрелка защищал только от пулеметного огня при атаках истребителей противника строго со стороны хвоста самолета и от осколков зенитных снарядов, разорвавшихся сзади фюзеляжа. Попадание в кабину стрелка фугасного снаряда калибра 20 мм пушки MG-151/ 20 с дистанции порядка 200-300 м давало пробоину размерами в среднем 70x150 мм и приводило к поражению стрелка. За все время войсковых испытаний имелось 8 случаев поражения стрелков на двухместных самолетах Ил-2. Причем во всех случаях, кроме одного, летчики оставались невредимыми. То есть на одного вышедшего из строя летчика пришлось 8 убитых или раненых стрелков. В заключение акта по войсковым испытаниям двухместных Ил-2 постройки завода 30 указывалось, что, по общему мнению летного состава, самолет в целом хорош, а оборонительная огневая точка с пулеметом УБТ является эффективным средством защиты от огня истребителей противника....." /Забыли стрелков спросить. И забыли о двукратном снижении груза бомб - два раза ведь лететь на зенитки./ "Оценки, основанные на теории воздушной стрельбы и полигонных испытаниях эффективности действия германского стрелково-пушечного вооружения по штурмовику Ил-2, показывают, что применительно к типовым условиям ведения воздушных боев потенциальная вероятность сбития Ил-2 с пулеметом УБТ со стороны задней полусферы истребителем Bf 109 (трехточечный) в одной атаке могла составлять (летчик с отличной летной и стрелковой подготовкой, а летчик-штурмовик не совершает противоистребительного маневра) около 0,38, а пятиточечным Bf109G-2 - 0,65. В реальных же боевых условиях результативность летчиков была несколько хуже... Поскольку воздушный стрелок Ил-2 был плохо забронирован, то вероятность его поражения огнем немецких истребителей, как показывают оценки, была примерно в 2-2,5 раза выше, чем вероятность сбития в этих же условиях защищаемого им штурмовика. " /Или в 8 раз. Но какие к черту расчеты, если у мессера вероятность сбития самолета (а не убийства стрелка) - 0,38-0,65 на заход./ __________ Был и другой вариант - Ил-2бис завода 1, с хорошим бронированием кабины стрелка, однако.. "На заводе 1 им.И.В.Сталина был построен самолет Ил-2бис, имевший полностью бронированную кабину стрелка с блистерной установкой БЛУБ (блистерная установка Березина) под пулемет УБТ с магазинным питанием и боекомплектом в 150 патронов (3 магазина). Кабина стрелка была оборудована на месте заднего фюзеляжного бензобака, вместо которого в двух внутренних бомбоотсеках в центроплане самолета были установлены два бензобака такого же объема. Бензобаки в бомбоотсеках были забронированы. То есть кабина стрелка оказалась в бронированной части бронекорпуса самолета. От огня со стороны хвоста самолета и сверху стрелок защищался бронестенкой толщиной 8 мм, прозрачной броней на блистере пулемета толщиной 64 мм и 5-мм броневым листом, установленным над головой на сдвижной части фонаря его кабины. Кроме этого, кабина стрелка имела бронированный пол толщиной 5 мм, а между летчиком и стрелком устанавливалась бронеплита толщиной 7 мм. Таким образом, стрелок на Ил-2бис имел броневую защиту, почти аналогичную защите летчика. /На уровне истребителя, что конечно мало./ Связь летчика и стрелка, помимо СПУ-2ф и трехцветной световой сигнализации, осуществлялась еще и через заднее бронестекло кабины летчика. Внутренняя подвеска бомб составила 200 кг. Две крыльевые пушки ШВАК имели боезапас 500 снарядов на обе пушки, 2 пулемета ШКАС - 1500 патронов. Помимо этого, на самолете устанавливались 8 РС-82. Несмотря на установку бронированной кабины стрелка, центровка самолета оказалась такой же, как и у одноместного Ил-2 производства этого же завода. Нормальный полетный вес самолета - 5980 кг. Государственные испытания показали, что по своим летно-техническим и пилотажным характеристикам Ил-2бис практически не отличался от одноместной серийной машины этого же завода. По общему мнению летчиков, новый самолет получился хорошим, хотя и требовал большого объема конструктивных изменений, связанных в основном с перекомпоновкой баков, что само по себе было сложным для серийного производства." /А постоянно гнать и гнать план по быстросбиваемым штурмовикам - не сложно?/ "Двухместный Ил-2бис проходил войсковые испытания на Калининском фронте в 6-м гшап 3-й ВА с 7 ноября по 9 декабря 1942 г. Несмотря на производство всего 9 боевых вылетов (на 10-м боевом вылете самолет был потерян от огня зенитной артиллерии), новый штурмовик сразу же завоевал большой авторитет у летного состава, особенно самолет понравился стрелкам. Последние отмечали, что кабина стрелка очень удобна и просторна, совершенно не стесняет движений во время отражения атак истребителей противника, а вследствие сильного бронирования кабины стрелок чувствовал себя в ней спокойно, что благоприятно сказывалось на эффективности воздушной стрельбы из пулемета. Более того, кабина стрелка позволяла брать с собой в полет ручной пулемет ДА калибра 7,62 мм и успешно использовать его как при стрельбе по наземным целям, так и при отражении атак истребителей противника сбоку. /!/ В отзыве о самолете командование и летный состав 6-го гвардейского шап писали: "Наилучшей машиной такого типа является машина первого завода. Летно-технический состав 6-го Гв.шап благодарит коллектив 1-го завода, создавший замечательную кабину стрелка, тем самым давший возможность всесторонне использовать самолеты Ил-2, что и требует обстановка на фронтах... Самолеты Ил-2 со стрелком по своим качествам превосходят все предшествующие варианты. Летчики 6-го Гв.шап просят давать побольше этих машин". Тем не менее, решение о постановке серийного производства двухместного Ил-2бис завода 1 принято не было. Основными причинами этого явились большой объем конструктивных изменений, требовавший переостнастки конвейера авиазавода, и уменьшение почти вдвое нормального бомбового груза по сравнению с одноместным вариантом. " /И в другом двухместном варианте груз уменьшался тоже в 2 раза/ ______________________ Был вариант более умный. То есть - не идиотский. "Вопрос о защите Ил-2 со стороны хвоста был впервые поставлен в письме секретаря Воронежского обкома ВКП(б) В.Никитина на имя Шахурина от 10.07.42 г.: "Командиры, летчики авиаполка Ил-2, возвратившиеся на днях в Воронеж с фронта, сообщают, что враг применяет технику боя с самолетами Ил-2 путем поражения их сзади в хвостовое оперение, сверху по мотору, а также в голову летчика. Командный состав в связи с этим считает необходимым: 1) в конце фюзеляжа под хвостовым оперением установить огневую точку; 2) установить хотя бы 4-мм броню над головой летчика; 3) установить броню над мотором сверху..." /Еще бы догадались бронеспинку усилить до 16 мм. Или 12 пока хватало?/ "Уже 29 июля 41 в письме на имя Шахурина и Жигарева Ильюшин сообщал, что: "Такая установка, состоящая из неподвижных закрепленных пулеметов, стреляющих назад, нами разработана. Стрельба назад по противнику производится простейшим зеркальным прицелом, основанным на принципе двойного отражения. Представляя при сем чертежи этой установки, прошу Вас и тов.Жигарева их утвердить и дать указание о срочном изготовлении этих установок в количестве 50-ти штук для испытания на фронте в боевых условиях с тем, чтобы в случае достаточно хорошей их эффективности, запустить их на все самолеты". В результате обсуждения этого вопроса в "верхах" НКАП и ВВС КА было принято решение, согласно которому С.В.Ильюшин и директор 18-го авиазавода М.Б.Шенкман обязывались "установить на двух серийных "Илах" пулеметы, неподвижно закрепленные на фюзеляже со стрельбой назад, пулемет Березина с запасом патронов 200 шт., со сроком выпуска 15 августа", а начальник НИИ ВВС КА генерал И.Ф.Петров должен был "произвести испытания самолетов Ил-2 с этими установками на заводе 18 в пятидневный срок". Установка под пулемет УБТ (250 патронов) допускала дискретное (через 2,5 грд) изменение угла установки вверх от 0 до 5 грд и в стороны - на 2,5грд. Однако в силу низких оборонительных возможностей штурмовики с такими пулеметными установками в серийное производство не пошли." /да, уж.../ _____________ "Что касается Нижнетагильского авиазавода 381, то приказом по НКАП 763 от 10.10.42 г. во исполнение Постановления ГКО 2378 от 7 октября 1942 г. директору завода Журавлеву предписывалось прекратить производство самолетов Ил-2 и перейти на выпуск истребителей Ла-5." http://www.airwar.ru/enc/aww2/il2m.html /То нам нужны илы вместо мигов, теперь вместо илов нужны лавки. А потом приказываем бросать с лавок бонбы - аж 2 по 100 кг, без прицела. И после этого кто-то еще заикается о невозможности запуска в серию новых моделей самолетов по каким-то производственным причинам? Я был прав - забрать у мигов и илов моторы для Ту-2./ _______________ "Отметим, что отказ от разработки одноместного варианта штурмовика с мотором АМ-42 представляется нам не совсем оправданным. В условиях наметившегося в конце 1943 г. господства в воздухе ВВС КА и наличия достаточных ресурсов истребительной авиации для сопровождения штурмовиков, уже имелась возможность несколько пересмотреть концепцию нового самолета-штурмовика. Дело в том, что большие потери стрелков становились неоправданными по отношению к эффективности их оборонительной деятельности в ходе боевых операций. Так, по опыту штурмовых авиаполков 8-й и 17-й ВА в период 1943-45 гг. средний расход боекомплекта УБТ в одном боевом самолето-вылете составил 14,7% или 22 патрона, что соответствует продолжительности стрельбы всего 1,32 сек. В то же время вероятность поражения стрелка огнем немецких истребителей в одной атаке, была примерно в 2-2,5 раза выше, чем вероятность сбития защищаемого им штурмовика, и в 3-4,5 раза выше, чем вероятность сбития немецкого истребителя огнем стрелка. То есть на один потерянный в воздушных боях Ил-2 в это время в среднем приходилось 3-4 воздушных стрелка. По этим причинам опытные летчики не только спокойно относились к вылетам без стрелка, но даже старались летать без стрелка, полагаясь на активный маневр в бою и взаимодействие с истребителями прикрытия. /А если бы сзади еще был дистанционный пулемет для отпугивания и аж 250 патронов? И бронеспинка 20 мм? / В случае постройки одноместного бронированного штурмовика с мотором АМ-42 его взлетный вес мог быть сокращен на 800 кг /!/ по сравнению с двухместным Ил-10, улучшилась бы аэродинамика самолета и, как следствие, возможно было заметное улучшение его летных характеристик и боевых возможностей. Получаемый выигрыш можно было бы использовать по-разному. Например, довести скоростную дальность полета до 1200 км, увеличить максимальную бомбовую нагрузку до 1000 кг, существенно улучшить маневренные и взлетно-посадочные характеристики, скорость полета. А как более серьезный результат - появилась бы реальная возможность создать бронированный пикирующий бомбардировщик-штурмовик, потребность в котором столь остро ощущали ВВС КА при прорыве укрепрайонов. В варианте маневренного скоростного штурмовика максимальная скорость самолета у земли могла составить около 540 км/ч, на высоте 2600 м - 596 км/ч, а на высоте 5000 м около 620 км/ч. Время выполнения виража на высоте 1000 м не превышало бы 21 сек. Отсюда следует, что основные немецкие истребители этого периода способны были догнать одноместный штурмовик только при наличии существенного превышения по высоте или с использованием форсажа. И воздушный бой был бы не из легких. Любопытно, что подобный по назначению немецкий самолет Fw.190А-5/ R16 имел значительно более слабое бронирование и более низкие летные данные. Вариант одноместного пикирующего бомбардировщика-штурмовика имел бы запас прочности до 8, возможность пикировать под углами до 60" и максимальную бомбовую нагрузку 1000 кг (800 кг экономии веса "пошли" бы на обеспечение запаса прочности и установку тормозных щитков - около 365 кг, и на увеличение максимальной бомбовой нагрузки на 400 кг)." http://www.airwar.ru/enc/aww2/il10.html

2000: У Ила был главный порок - отсутствие мотор-пушки. Штурмовик должен быть двухмоторным с легкими и малоуязвимыми моторами воздушного охлаждения, причем можно ставить маломощные, кои суммарно будут мощнее самого мощного. Двухмоторная схема позволяет установить по центру мощные пушки, резко улучшить обзор вперед-вниз (что необходимо для прицельного бомбометания и чего у ила не было, как и у су-6) и дает теоретическую возможность лететь на 1 моторе. Аварийная посадка выполняется более безопасно - не на фюзеляж, а на моторы. И так получается нечто вроде Та-3, но с легкими и давно отработанными моторами М-62: http://www.airwar.ru/enc/fww2/ta3.html ____________ Немедленно убрать из кабины трубу-прицел, об который летчики бьются при посадке насмерть. А то ведь опять кровавый дурдом - отлетал, зениток избежал, истребителей избежал, а на посадке воткнулся и погиб. Да и самолет с мертвым пилотом побьется.

Бджёл: очень интересно...я хоть к военщине и самалётам ,,никаким боком,, но всё равно интересно...благодарю.


2000: Что обидно - никаких инноваций не надо, только не делать лишнего и грамотно использовать имеющееся. А стрелков ил-2 погибло около 50 000. Из них около 40 000 - без вреда неприятелю. А каждый вылет со стрелком - минус 200 кг бомб.

Отто: какие тучные стелки

2000: Отто пишет: стелки

Бджёл: эта типа стрелок весит 200кг.

2000: Стрелок в обмундировании весит 80-100 кг. Но ему надо сиденье, пулемет с патронами и броня. А чтобы это не ломало самолет, надо его усилить, то есть утяжелить. Замкнутый круг приводит к исчезновению боевой нагрузки. Поэтому стрелка почти не защищали, что делало ситуацию абсурдно-идиотской. Один из вариантов: Интересно, зачем между пилотом и стрелком перегородка в 7 мм? Не лучше ли пустить ее на защиту стрелка? А вот что пошло в серию: Кто хочет полететь стрелком ила? А вот результат: Стрелок убит без вреда неприятелю, но летчик остался жив и посадил самолет на свой аэродром. Едва сам уцелел. Не помог стрелок, помогла бронеспинка, хотя и оказалась пробитой. Но ее можно было утолстить с 12 хоть до 20 мм - фиг чем пробьешь, а перегруз всего 18 кг.

2000: Из камента: Ниже я предлагал делать колеса илов из цельной резины, вот почему: "Существенным недостатком, значительно снижающим боеспособность авиачастей, имевших на вооружении штурмовики Ил-2, явилось отсутствие резины гусматик на колесах шасси самолета. Резиновые камеры колес шасси Ил-2 в результате защемления между колодками выдерживали только 30- 40 посадок на полевые аэродромы, после чего приходили в негодность. Кроме этого, весьма частыми были случаи прострела резиновых покрышек и камер колес шасси "Ила" во время выполнения штурмовиками боевых заданий. Летчик же, не зная в камере какого колеса шасси спустил воздух, не мог уверенно парировать резкий разворот машины на посадке. В результате машина ломалась. Иногда посадка заканчивалась катастрофой. К тому же, отсутствие запаса резиновых покрышек и камер колес шасси Ил-2 на складах и в частях приводило к непозволительным в военное время простоям вполне боеспособных самолетов." Пилоты, в том числе опытные, запросто гибли уже после боя от пробития колеса. Как минимум - ломался самолет. Еще моменты: "Безраздельное господство в воздухе истребителей противника, отсутствие задней огневой точки на самолете Ил-2, а также плохая организация прикрытия своими истребителями, в сочетании с недостаточной тактической и летной подготовкой летчиков и плохой групповой слетанности, приводило к чувствительным потерям машин и летного состава." Явно наличие прикрытия исключает проблемы с превосходством противника и отсутствием задней огневой точки. А истребителей было достаточно. Тактику построения в оборонительный круг тоже не проблема внедрить. Потери по низкому качеству самолетов и пилотов: "Чрезвычайно плохо обстояли дела с учетом аварий, катастроф и поломок матчасти. Приказ Наркома обороны о "непременном расследовании каждого случая аварии самолетов" фактически не выполнялся. Положение усугублялось еще и низкой эксплуатационной надежностью (особенно по ВМГ) и качеством заводской сборки "Илов", а также резким снижением уровня профессиональной подготовки инженерно-технического состава, произошедшим в условиях массового освоения новой авиатехники, поскольку переподготовка вновь прибывающего инженерно-технического состава практически не проводилась. Инженерно-авиационная служба авиачастей в это время на 90% была укомплектована техническим составом без специального образования, не имевшим ни достаточного опыта, ни глубоких знаний правильного обслуживания и ремонта неисправностей и боевых повреждений современных боевых самолетов, оснащенных моторами жидкостного охлаждения. Вследствие этого новая боевая техника вполне успешно "калечилась" на своих аэродромах без "помощи" противника. По состоянию на 1 октября 1941 г. в действующей армии почти половина - 48,6%, имевшихся в наличии штурмовиков Ил-2 были неисправными, а 5 декабря - 31,4%. Кроме того, резко возросло число небоевых потерь материальной части, процент которых в некоторых полках порой доходил до 40-50% от общих потерь. Так, в 188-м иап боевые безвозвратные потери в период 22.10.-12.11.41 г. составили 5 самолетов, а небоевые - 4, в 237-м шап, соответственно, 6 и 3, в 606-м лбап - 6 и 4, в 62 м шап - 13 и 1. Численность группировки штурмовиков Ил-2 на фронтах неуклонно снижалась, несмотря на поступление машин из тыла. Например, в 74-м шап 6-й РАГ Брянского фронта к исходу 29 октября не осталось ни одного Ил-2, в 299-м шап этой же авиагруппы - всего 3 "Ила", из которых исправным был лишь один, а в 190-м шап имелось всего 2 исправных "ильюшина". Не лучшим образом обстояли дела и в других штурмовых авиаполках, действовавших на московском направлении. Накануне 2-го этапа операции "Тайфун" 15 ноября 1941 г. в составе ВВС Калининского и Западного фронтов действовало 50 Ил-2, из них 30 машин - на Западном фронте (в составе 312-го, 232- го и 62-го шап) и 20 - на Калининском (в составе 569-го шап). Этого было явно недостаточно для эффективного противодействия 2-й, 3- й и 4-й немецким танковым группам, которые в период 15-18 ноября перешли в наступление на правом крыле Западного фронта. В этой связи широко практиковались совместные удары бомбардировщиков и штурмовиков по одной и той же цели с интервалом 3-5 минут. При этом Ил-2, как правило, выходили на цель после нанесения по ней удара бомбардировщиками. В этом случае в момент удара Ил-2 противник еще был дезорганизован и не мог оказать эффективного противодействия огнем МЗА. Это позволяло "Илам" выполнять по нескольку заходов на цель, добиваясь ее надежного подавления. Практиковались и комбинированные удары с участием истребителей. При этом из числа истребителей формировались ударная группа и группа прикрытия. Ударная группа истребителей обеспечивала подавление расчетов ЗА и МЗА противника, а группа прикрытия - защиту от истребителей люфтваффе. Таким образом, над целью создавались вполне благоприятные условия для эффективной работы бомбардировщиков и штурмовиков." http://lib.rus.ec/b/271093/read Истребителей столько, что ими штурмовали мза. Интересно, какими истребителями.

2000: Перов Владимир Ильич, Растренин Олег Валентинович Самолеты поля боя. ШТУРМОВИК ИЛ-2 http://lib.rus.ec/b/271093/read ИЛ-2 ПРОТИВ ТАНКОВ http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut9801/IL2AT/IL2AT001.htm САМОЛЕТЫ ПОЛЯ БОЯ ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ (1941-45 ГГ.) http://lib.rus.ec/b/273453/read#t6 Штурмовики Красной Армии. Том 1: Формирование облика http://lib.rus.ec/b/268085/read#t5 другой http://militera.lib.ru/tw/perov_rastrenin/index.html картинки http://militera.lib.ru/tw/perov_rastrenin/ill.html Владимир ПРОКЛОВ. ДВУХМЕСТНЫЙ ДВУХМОТОРНЫЙ БРОНИРОВАННЫЙ ШТУРМОВИК СУ-8 И ЕГО ВАРИАНТЫ http://vadimvswar.nxt.ru/ALL_OUT/AiKOut10/StSu8/StSu8001.htm

2000: Незабвенный Купцов с цитатами пилотов Ила: "ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ВОЙНЫ - ТАНКИ БОМБИЛИ ПО ДОГОВОРЁННОСТИ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - ОПАСНОСТЬ САМОЙ БОМБЁЖКИ ДЛЯ ШТУРМОВИКА. ОПАСНОСТЬ ПВО. Очень часто говоря даже с военными и с фронтовиками, если они не были лётчиками штурмовой авиации, я встречал полное непонимание всей могильной опасности зенитной артиллерии. А отсюда и возможное непонимание того что я вам хочу сказать. Читая воспоминания лётчиков штурмовиков, вырисовывается вообще-то жутковатая картина боя штурмовика против зениток. 1- «Опасность бомбардировки на малых высотах в том, что объекты, а даже и позиции пехоты которые прикрывают М/Кал. зенитки, требуют чёткого захода на так называемый «боевой курс» после которого исключается полётный манёвр. А это великолепно заметно с земли. И вот на «боевом курсе», когда надо окончательно выставить штурмовик на цель, бьют зенитки. Тут не нужна какая-то сверх меткость. Бьют обычно по «Квадратам», предполагаемым секторам, которые неизбежно должны пройти самолёты. Их заранее условно пристреливают. Это обычная практика, и когда самолёт попадает в эти квадраты идёт шквальный огонь. И если стоят две-три батареи МЗА попадание гарантировано. В зенитчики идиотов по задаче не брали, и всех обучали сразу же определять «Боевой курс», это где-то стандартный наклон на 15 градусов по отношению к прежнему курсу» «Этому точному огню зениток противника помогает сама специфика бомбёжки на переднем крае. Всё вытянуто в линию, и атака идёт вдоль линии. И если на первом заходе у кого-то есть шанс проскочить живым, то на втором или на третьем заходе потери неизбежны.» 2.- «Это такая специфика атаки целей на переднем крае – все вытянуто в линию и по большому счёту, штурмовка это бой полукамикадзе. Предел высоты как бы первой оперативной высоты 1500 метров, это что бы хоть что-то увидеть и при этом задача лётчика скоординироваться по карте и увидеть в начале общую цель, а после из этого выделить конкретную цель. Но для этого 1500 уже очень высоко, и дальше надо резко снижать высоту и кроме того, есть второй самоубийственный фактор. Скорость. Ведь если большая скорость для истребителя жизненно необходима, то для лётчика штурмовика большая скорость нефункциональна. Мало того, что можно проскачить цель, но и «впилится» в землю при выходе из атаки. Тот же ИЛ-2 машина тяжёлая и инерционная в полёте. И на цель выходят на очень небольшой высоте и небольшой по возможности скорости, что делает из самолёта идеальную мишень». 3.- «МЗА играла убийственную роль в боевых потерях Ил-2, открывая огонь перед самым заходом на цель, особенно губительный, если экипажи пренебрегали противозенитным маневром, поскольку в момент перестроения самолетов в "круг" (ввод в пикирование ведущего группы с последующим замыканием "круга") штурмовики, следовавшие за командиром группы, продолжали некоторое время лететь неизменным курсом, а затем разворачивались по одному за вперед идущим. Расчеты немецкой МЗА быстро вводили поправки в свою стрельбу и наносили жуткие потери боевого состава. Везло только ведущему, а уж остальные самолёты несли практически обязательные потери.»… А МОЖНО ЛИ РАЗБОМБИТЬ ТАНК? «Секретно КОМАНДУЮЩИМ ВОЗДУШНЫМИ АРМИЯМИ И ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ ФРОНТОВ, НАЧАЛЬНИКУ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ КОМАНДНО-ШТУРМАНСКОГО СОСТАВА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ КРАСНОЙ АРМИИ, НАЧАЛЬНИКУ ЛИПЕЦКИХ КУРСОВ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ «Наши штурмовики Ил-2 применяют преимущественно два способа действий: атаку с бреющего полета и атаку с выскакиванием перед целью на высоту 150 - 250 м. Эти способы действий позволяют штурмовикам при наличии благоприятного рельефа местности относительно внезапно появляться над целью. Наряду с достоинствами подобного рода тактика штурмовиков на Ил-2 имеет ряд серьезных недостатков. 1. Подход и атака с бреющего полета не позволяют достаточно полно и эффективно использовать огневые возможности самолетов Ил-2: бомбы приходится сбрасывать со взрывателями АВ-1, а за время замедления танки и автомашины успевают отъехать на безопасное расстояние, люди — спрятаться в укрытия. Кроме того, бомбы со взрывателями замедленного действия, сброшенные с бреющего полета, сильно рикошетируют, вследствие чего резко снижается точность бомбометания и эффективность действия. Бомбы ФАБ-250 с установкой взрывателя АПУВ на мгновенное действие совершенно не применяются даже при атаках штурмовиков с выскакивания из-за опасности поражения своих самолетов. Выбор необходимых целей при атаках с бреющего полета затруднён, поэтому наиболее важные цели чаще всего остаются непораженным. Близость земли затрудняет точное прицеливание. Последнее осуществляется наводкой носовой части самолета без применения прицела, вследствие чего обстрел из пушек, пулеметов и реактивных снарядов не даёт должного эффекта. 2. Сложность ориентировки на самолете Ил-2 на высоте бреющего полета часто вынуждает лететь вдоль линейных ориентиров, вследствие чего внезапность удара в значительной мере утрачивается. Истребители, непосредственно сопровождающие самолеты Ил-2, следуют обычно на высоте в несколько сот метров и тем самым сводят на нет внезапность, которая могла бы быть достигнута применением бреющего полета. 3. Повседневное применение в течение всей войны одних и тех же способов действий нашими штурмовиками привело к тому, что противник хорошо изучил тактику их действий и организует эффективное противодействие с земли нашим ударам с бреющего полета. На вероятных направлениях полета самолетов Ил-2 создаются мощные завесы зенитного огня, для чего используются все виды оружия, вплоть до минометов, огнеметов, фугасов, танковых и противотанковых пушек, в результате чего наши штурмовики несут значительные потери. 4. Очень серьезным обстоятельством является и то, что штурмовики Ил-2 на высотах бреющего полета не могут вести достаточно успешного оборонительного боя с истребителями противника. Опыт показывает, что надежное прикрытие истребителями штурмовиков, летающих на бреющем полете, трудно осуществимо: истребители, следуя значительно выше штурмовиков, часто теряют их из вида. Отсутствие должной организации сбора' после атаки приводит к тому, что возвращение сплошь и рядом совершается отдельными самолетами. Специально выделенные для борьбы с нашими штурмовиками группы истребителей противника, пользуясь расчленением наших штурмовиков, летящих на бреющем полете, пристраиваются к ним и расстреливают их в упор. Отмечен ряд случаев, когда Me-109 подлетали вплотную к Ил-2, выпускали шасси, становились в хвост и прицельным огнем из пулеметов и пушек били по самым уязвимым местам нашего штурмовика: в щель между фонарем и фюзеляжем, в боковые окна фонаря, по шасси, по хвосту и управлению. Тактика пассивной обороны Ил-2, построенная в расчете на броню и всесилие бреющего полета, не оправдывает себя; если уход от противника и удается, то после посадки, как правило, Ил-2 нуждается в большом ремонте. 5. Наконец, нужно отметить, что бреющий полет усложняет ориентировку, летный состав, особенно молодой, часто теряет ее и нередко делает вынужденные посадки вне аэродрома, надолго выводя при этом самолеты из строя. Перечисленные недостатки настоятельно требуют изменений в тактике штурмовиков Ил-2. Нужно повысить эффективность их ударов и практиковать такие способы, которые обеспечивали бы эффективное использование огневых возможностей самолетов Ил-2 и затруднили бы противнику организацию борьбы с ними. Многие штурмовые части наряду с атаками с бреющего полета особенно широко и с большим успехом применяют атаки с пикирования под углами 20 - 35°, а также бомбометание с горизонтального полета с высот 400 - 1000 м. Атака с пикирования. Группа самолетов Ил-2 подходит к цели в боевом порядке змейки из пар на высоте 800 - 1200 м, а атаку производит в зависимости от характера цели и ее расположения на местности из растянутого строя «змейки» или «пеленга». Атаки должны обеспечиваться специально выделенными штурмовиками и истребителями, которые подавляют зенитные средства противника. Нападение выполняется последовательными атаками отдельных самолетов, пикирующих один за другим, либо по сигналу ведущего «все вдруг», передаваемому по радио или эволюциями самолета. Каждый самолет делает разворот в сторону цели на 30 - 45°, после чего все самолеты одновременно переходят в пикирование. После первой атаки самолеты на повышенной скорости уходят от цели за пределы огня зенитной артиллерии и, развернувшись, повторяют атаки самолет за самолетом из строя «круг». В первых атаках цель поражается бомбами и реактивными снарядами, в последующих атаках применяются реактивные снаряды, пушечный и пулеметный огонь. Такой способ действий позволяет применять бомбы калибра до 250 кг включительно с установкой взрывателя АПУВ на мгновенное действие. Бомбы ФАБ-250 следует сбрасывать с высоты не ниже 500 м, а 50 - 100 кг бомбы можно сбрасывать и с высот 250 - 300 м. Стрельба из пушек и пулеметов ведется с пологого пикирования под углами 20 - 30°. Огонь открывается с высоты 300 - 400 м и доводится до высоты 100 - 150 м, дистанция стрельбы при этом колеблется в пределах 800 - 300 м. Достоинства этого способа нападения заключаются в том, что облегчается обеспечение штурмовиков истребителями. Штурмовики могут использовать все типы бомб с взрывателями мгновенного действия. Повышается точность бомбометания и огня, улучшается ориентировка, обеспечивается точный выход на объект и выбор нужных целей. После штурмовых атак необходимо оставлять 45- 60 снарядов на пушку и 150 - 200 патронов на пулемет на случай ведения воздушного боя с истребителями противника. Штурмовой удар с бреющего полета. Штурмовой удар с бреющего полета или с выскакиванием перед целью на высоту 300 м следует применять в тех случаях, когда нужно получить наибольшую внезапность выхода на цель, и при нападении на цели значительных размеров. Этот же способ действий надлежит применять и при низкой облачности в районе цели, когда метеорологические условия исключают возможность действий с пикирования. Отличное знание района действий и расположения цели является необходимым условием. При действиях с высот бреющего полета применяются бомбы со взрывателями замедленного действия, а при действиях с выскакиванием на высоту до 300 м допустимо применение бомб не свыше 100 кг со взрывателями мгновенного действия. Чтобы избежать рикошетирования бомб со взрывателями замедленного действия, таковые следует сбрасывать под углами пикирования в 15 - 20°. Бомбометание с горизонтального полета. При действиях по целям, имеющим значительные линейные размеры по длине и ширине (скопление войск в лесу и населенных пунктах, аэродромы, железнодорожные узлы и т. п.), целесообразно производить бомбометание с высот 400 м и выше… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . БЕЗ ДОГОВОРЁННОСТИ ТЕХНИКА НЕПОРАЖАЕМА Из всего этого, можно сделать только один вывод. Одиночные и уж тем более двигающиеся цели штурмовиками не поражаются. А тогда, вырисовывается крайне интересная стратегическая специфика бомбёжки бронетехники. Мы все «знаем», что практически вся бронетехника, и германская и советская уничтожалась бомбардировщиками и штурмовиками. По большому счёту, советская победа, это победа НАД бронетехникой Вермахта. Ну, в самом деле, ну как и чем, можно было уничтожить БТР, танки и САУ Германии, если учесть убогую противотанковую якобы артиллерию СССР. Если и были пушки вроде дивизионных пушек УСВ и ЗИС-3, то во первых эти пушки для других задач создавались, и кроме того при отсутствии мобильных и не крупных средств их перемещения, толку от них было мало. Танк не пирамида Хеопса, он однако двигается! Стоп! Вот тут-то и кроется ещё одна загадка второй мировой. Двигающаяся бронетехника практически не поражаема. Ничем, из того что было на вооружении Совка. Но, главное в том, что её невозможно уничтожить с помощью бомбёжки! Для того что бы понять это, надо хоть немного представлять себе особенности падения предмета с самолёта. Я четыре раза, найдя лётчиков «с головой» пытался выяснить специфику бомбёжки. После, мои новые знакомые компьютерщики показали мне тот огромнейший материал в сети Шайтан-Эрнет. Это всё только подтвердило старую версию. В начале ещё раз отрывок из воспоминаний фронтовиков. 5.-«Все как-то забывают о том что есть одна стратегическая мелочь бомбёжки как таковой. Это возможность, а точнее невозможность нормально прицелится, исходя из обстановки и времени. Есть один тактико технический термин –«Точка сброса". Во время полёта, должна быть намечена точка старта, момент отрыва бомбы когда она пойдёт в свободный полёт. Вот этот начальный, нулевой участок траектории полета, называется "точка сброса". Именно на этом и только на этом участке полета, от самолета должны отделиться бомбы, что бы попасть в заданную цель. Самолет пролетает этот участок за 0,6 сек. Т.е. если ты в течении этих 0,6 секунды не нажмешь пуск, будет промах. Смысл в том, что этот роковой максимум времени, которое отпущено пилоту на нажатие кнопки, всего О.6 секунды. И не дай Бог ошибиться. Нажмешь кнопку на 0,1 сек раньше, чем самолет начал прохождение "точки сброса" - промах. Нажмешь на 0,1 сек, после прохождения "точки сброса" - промах. А в бою ошибиться на 0.1 сек, "когда один глаз на цель, второй вокруг, а третий на приборы" (это подлинные слова) - запросто, как и на 0,2 сек, и на 0.3. Напомню что 0,6 сек, это на 600 км/час. На 700 км/час это 0,51 сек. На 400 км/час - 0,9 сек. И это всё время если ещё "точка сброса" вычислена правильно. Если нет, то уложишься ты за 0,6 сек или нет, все равно промах. А правильно ее вычислить имея в активе обычную нервную систему, когда по тебе лупят зенитки а то и самолёты противника .. Тут уже классика: «Плюс-минус-Лапоть» Итак, представьте себе полёт самолёта (Штурмовик, фронтовой бомбардировщик). Что бы уничтожить цель на земле, надо как можно ближе к корпусу этой железяки воткнуть в землю бомбу. В идеале не дальше 5 метров, если это 100 килограммовая дурища. Или с самолёта сбрасывается куча мелких бомб для попадания непосредственно в курпус. Но беда в том, что бомба(ы) летит не по прямой линии а по дуге, и расстояние от точки\места сброса и места попадания отделяет не постоянное расстояние, а расстояние как результат составляющих. А значит, что при необходимости точно попасть куда надо, надо объединить чёткие параметры всех составляющих. Высота полёта самолёта. Скорость самолёта и конструкция бомбосбрасывателя которая обеспечивает мгновенный расчётный сброс. Вес бомбы, в сочетании с идеально созданной формой стабилизатора, что исключит курсовое смещение. Если допустить что всё вышеперечисленное математически стабильно, то можно наверно попасть в толчёк сортира Тёти Дуси. Но тут вступают в противоречие с этими расчётами также стабильные факторы. Рельеф местности это не отшлифованная поверхность, и любой крен земли по курсу падения добавит или уменьшит расстояние. Форма бомбы, которая конечно не шлифуется на станке с 14-м классом точности, а её стабилизатор всё таки не продукт высокоточных технологий (А зря кстати..). Я например не слышал чтобы советскую бомбу продували в трубе. И это всё мы рассматриваем в академическом варианте, когда вас не встречают какие-то дурацкие самолёты противника и зенитки. Ну ладно, главное, это то, что положим тот-же танк не линкор, и он хорошо если за 1 км будет выглядеть как маленькая узнаваемая коробочка длиной.. И вот тут-то, мы и подошли к ключевой специфике бомбометания в тот период. ВСЁ ОПРЕДЕЛЯЛО ЗРЕНИЕ ЛЁТЧИКА. А лётчик всё же не Терминатор, и у него как и у любого пипла, угол зрения 7 градусов. Но чтоб вас не мучать дурацкими расчётами, выгляните в окно, выберите большой грузвик где-то на расстоянии в 200 м, вытяните руку с линейкой и замерьте этот грузовик. Пока не рассматриваем то что вы над землёй где-то на 300 (условно) метров. Сколько у вас? 15 миллиметров? 20? … Не забудьте что вам надо нажать на что-то, что включит электроцепь, и ток освободит чеку в бомбосбрасывателя (сам такой монтировал по другому поводу) и бомба, или группа бомб пойдёт вниз. При этом, вы естественно выправили курс что бы подогнать этот дурацкий танк под ваш прицел. А теперь вспомним, что самолёт прёт со скоростью (условно) 300 (400, 500) км в час, (тут чем меньше тем лучше) Ещё раз советую сходить в какой ни будь зал где есть компьютерные тренажёры и включите программу где на экране будут гонки в Формуле-I и вы увидите что уже 200 км в час очень огромная скорость. Если «без понтов» то 120 км, (сам как-то проехался) уже предел нормального восприятия. Конечно, в самолёте лучше, всё ощущается очень стабильно (хоть под 1000 км), но вот восприятие предметов на земле, по отношению к вам, будет так же в рамках скорости обычного восприятия. То есть у пилота очень мало времени для того чтобы увидеть цель, подправить курс и нажать на пимпочку. Кстати, курс он должен наметить и выправить задолго до сброса.… ВНИМАНИЕ! ВЫ НЕ ЗАБЫЛИ ЧТО ТАНК ВЕЛИЧИНОЙ С МОЛОДОГО ТАРАКАНА!? А теперь, командир танка, также не дурак, торчит в башенном люке, видит этот самолёт, и зная что самолёт на боевом курсе стабилен как бревно в воде тихой реки, даёт команду развернуть танк поперёк курса. И когда самолёт будет где-то в 500-400 метрах даёт команду Вперёд! (Назад!) и танк отъезжает на сколько нужно – 15-20 метров в бок. И всё! Но конечно, при разбросе бомбометания как такового бомба и так может улететь в сторону, но при точном прицеле всё таки полёт бомбы будет стабилен. Можно и на 40 метров отъехать. Подойдите к трактористу, и спросите на сколько можно отъехать в экстренной ситуации когда уже работает двигатель. И ещё,- не забывайте, что самолёт летит в очень неплотной среде, он стабилен и инерционен в полёте. Поэтому ему нужно огромное расстояние для любого манёвра на большое изменение линии полёта. Самолёт просто объективно, на «боевом курсе» нельзя будет повернуть что бы скорректировать манёвр танка. «Несмотря на изменение воздушной обстановки на Восточном фронте в пользу СССР, полевые командиры немецкой армии единодушны в своем мнении о том, что англо-американская авиация действовала более эффективно: «...советские воздушные удары были всего лишь булавочными уколами по сравнению с аналогичными действиями англичан и американцев...» " При позиционных боевых действиях, а также при временном прекращении наступления на отдельных участках, например в случае захлебнувшегося наступления, или при внезапном переходе к обороне при встрече с крупными танковыми силами противника истребители-бомбардировщики наносят удары, как правило, по точно разведанным целям. В такой обстановке наведение истребителей-бомбардировщиков на цели производится постами наведения тактической авиации. В этом случае правильный выбор цели имеет решающее значение. Например, цели, расположенные на большой площади, экономичнее и эффективнее уничтожать огнем артиллерии, а не ударами истребителей-бомбардировщиков. К таким целям, в частности, относятся окопавшаяся пехота, тяжелое оружие пехоты в окопах и другие объекты, трудно распознаваемые с воздуха." (с) Миддельдорф. «Курская битва» – ЛОЖЬ! Гитлер уничтожал танки сам" Вывод: Танк не подбить бомбой(ами), и по танку не удастся дать эффективный залп из пушек. Все учебники по бомбометанию уже написаны и они не секретны. Все графики полёта всех авиабомб известны всем кому интересны. С земли, можно элементарно рассчитать все возможные курсы штурмовиков. И дистанции с которых они нажмут «на сброс». Самолёт не в состоянии изменить «боевой курс». Его полёт виден и прогнозируем и доступен к опережающему расчёту.. Снаряды самолётов будут поточней. Но, снаряды пушек вообще на первых сотнях метров, просто повторят первичный курс самолёта. С пушками проще в отношении прицеливания – наклонил нос на танк, и пока позволяет высота лупи по нему проклятому! Но, во первых – только на крыше танка броня слабая. А сбоку или лобовая броня будет непробиваема для малокалиберных и слабых (В противотанковом смысле) пушек самолёта. Танк может просто повернуть морду против курса самолёта, и пальба по нему будет безсмысленна – не пробьёт. Лучше всего, бить танк (бомбой или пушкой) войдя в пике, как это мог делать Ю-87. Но, опять же это всё хорошо при неподвижной цели. Это склад, мост, ДОТ, артбатарея и тп.. При хорошей нервной системе, командир танка, спокойно уведёт машину из под обстрела или бомбометания. Кстати, если держать на верёвке пушку привязанной к малоформатному движителю, то и пушку можно отдёрнуть. Вывод из всего этого безспорен: ТАНКИ ПОДСТАВЛЯЛИ ПО ВЗАИМНОЙ ДОГОВОРЁННОСТИ! Для того чтобы танк не «ушёл» от самолётов надо было создать условия исключающие свободный манёвр! Танки надо было, что конечно и делалось, загнать во первых, в колонны, для того что бы исключить резкий уход по курсу, и в такие условия когда невозможно уйти с курса вбок. Далее, надо по согласованной команде, вырубить танковые движки. Ну скажем для соблюдения секретности место дислокации. Далее, убрать разведку которая должна следить за подлётом именно штурмовой авиации. Что бы танки не успели включить движки и не рассредоточились. И убрать самолёты-разведчики. Далее, надо дать команду штурмовикам противника, и всё! И всё это можно сделать только по взаимной договорённости. Так везде же свои враги. Офицеры РККА –враги дворяне, Гитлер и Геринг враги Рейха, что тут думать то? Паранойя скажете? А тогда объясните мне дебилу (вообще-то я гений) как вообще можно подбить танк штурмовиком если он может двигаться?"

прыгнул без парашута: тем не менее принцип штурмовика (каким и был ил-2) заложен и в современных последышей.ну нужен такой самолёт..и всё.

2000: Современный штурмовик - это вертолет. Разницу с Ил-2 видите? )) А на время войны штурмовик должен быть двухмоторным, с моторами воздушного охлаждения и пушкой по центру. Вот немцы такой и сделали - HS-129, только исполнение так себе - моторы слабые и кабина тесная. http://www.airwar.ru/enc/aww2/hs129.html http://www.airpages.ru/mn/hs129_01.shtml Сухой делал Су-8 http://www.airwar.ru/enc/aww2/su8.html Амеры сделали A-38 Grizzly http://www.airwar.ru/enc/aww2/xa38.html Но еще до войны Таиров сделал Та-3 http://www.airwar.ru/enc/fww2/ta3.html

2000: Оценка самолета http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/08/04.htm



полная версия страницы